Доступность объектов и услуг для инвалидов
Инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий жителей любой страны. Их положение в социуме нередко находится в полной зависимости от органов власти, перед которыми поставлен вопрос о реабилитации в обществе людей с ограниченными возможностями. Чиновники должны принимать законы, гарантирующие организацию благоприятной среды для комфортной жизнедеятельности инвалидов.
Что представляют собой паспорт и карта доступности?
Паспорт доступности объекта определяет соответствие предприятия текущим законодательным нормам об обеспечении доступных для данной категории жителей услуг и объектов. Доступные объекты — это:
- частные магазины;
- медицинские организации;
- сервисные центры, оказывающие многочисленные социальные услуги.
Паспорт является гарантом обеспечения условий, он содержит информацию о наличии свободного и удобного доступа ко всем сервисам. Например, инвалидам, проходящим курс лечения в больницах/медицинских центрах, должны предоставляться:
- транспортировка пациента в клинику и обратно;
- оптимальное лечение;
- необходимые инструменты и квалифицированный персонал, обеспечивающие эффективные показатели.
Доступность для инвалидов объектов и услуг отражена в специальной карте, в которую занесены разные ведомства социальной, административной, культурной и иных сфер. Главная функция этой «дорожной карты» — предоставление актуальных сведений о совершенных действиях по обеспечению свободного доступа в тех или иных ведомствах.
Дорожная карта значений показателей доступности размещена на многих интернет-ресурсах, в том числе представлена для общего ознакомления на сайте: http://zhit-vmeste.ru/map/. Найти данные об объекте не составит труда. Для этого достаточно выбрать в меню тип заведения — отобразятся все знаки доступности. Далее следует ввести название учреждения — в карточке будет представлено детальное описание всех территорий и помещений, вариантов движения по ним, наличие средств видео- и аудиоинформации. Функционал карт не позволяет определить возможность пользования лифтом и некоторые другие нюансы, однако представленные в них сведения могут оказаться очень полезными.
Доступность для инвалида конкретной организации устанавливается в % соотношении для людей с поражениями органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы, способных передвигаться только на инвалидных колясках. Это относительно новый для нашей страны сервис, поэтому информация об обеспечении может быть не полной для отдельных регионов.
Проводимые мероприятия
Обеспечение доступности объектов и услуг осуществляется путем организации следующих мероприятий:
- проектирование дверных проемов (в том числе раздвижных), площадок и лестничных проходов достаточной ширины;
- монтаж кнопок неотложного вызова, пандусов, специально адаптированных лифтов;
- организация парковок и помещений санитарно-гигиенического назначения;
- условия доступности свободного входа/выхода, удобного самостоятельного передвижения по помещениям;
- размещение специальных информационно-оповещающих табличек о вариантах передвижения по заведению;
- оформление паспорта, поддержание его в надлежащем состоянии.
Доступность среды в учреждениях торговли
Чтобы привлечь внимание клиентов со слабым зрением в торговых заведениях организуются специальные дорожные знаки — световые и тактильные указательные знаки, пиктограммы, мониторы, оттеночные решения контрастных интерьерных элементов. Выделяется хотя бы одно специально оборудованное парковочное место на автомобильной стоянке (как правило — около 10% от числа мест).
В процессе ремонта и строительства, при благоустройстве объекты торговли оснащаются рядом необходимых приспособлений, среди которых:
- специальный предупреждающий знак;
- входные лестницы с надежными поручнями и пандусами, подъёмные устройства;
- телефоны-автоматы и другие общедоступные средства связи;
- санитарно-гигиенические объекты;
- визуальные, звуковые, графические и иные информационные указатели, в том числе выполненные шрифтом Брайля.
Организация доступности спортивных ведомств
Ориентировочный список оборудования для спортивных организаций включает:
- специальные парковочные места;
- подъёмные платформы для передвижения по лестницам и иным высотам;
- безопасные пандусы и перила с нескользящим покрытием;
- кнопки для неотложного вызова в установленных местах;
- проходы достаточной ширины, крепкие поручни и другое оборудование для комфортного пользования помещениями санитарно-гигиенического назначения;
- удобную навигационную систему (таблички и др.) и специальную тактильную плитку.
Кроме ликвидации многочисленных помех на пути людей со стесненными возможностями, необходимые значения доступности предполагают также обеспечение удобства и безопасности. Особые требования предъявляются к ваннам и бассейнам, спортивным залам, где занимаются слепые, а также к:
- трибунам — здесь должны устанавливаться мониторы с текстовой информацией, которая может легко просматриваться инвалидами;
- территориям для зрителей — здесь необходимы специально оборудованные зоны для прогулок с тактильными полосами, надежными поручнями и т.п.;
- проходам — шириной от 120 сантиметров и более.
Контролирующие органы
Значение, условие и доступность услуг в общественной, транспортной и других инфраструктурах для людей со стесненными возможностями контролируется Федеральным законом номер 116 от 07.06.2017 — статья 15.1. Среда и конкретный показатель контролируются федеральными исполнительными органами и субъектами государства, в компетенцию которых входит мониторинг исполнения законодательства.